"Мельница Туган Авылым"
Туфана Миннуллина 14/56, Туган Авылым
(843) 258-31-70
Мастер классы, татарское чаепитие, фотосессии в татарских костюмах
для жителей и гостей Казани

Ремесла ханской Казани

Гончарное ремесло
Издревле и по сей день керамика остается составной частью нашей повседневной жизни.  Гончарное ремесло казанских татар имеет древнюю историю, восходящую к волжским булгарам. В XI — XII появляется расписная глазурованная художественная керамика: на глиняную основу, сделанную на гончарном круге, наносился растительный орнамент, а сверху покрывался стеклянной поливой. Неповторимой особенностью керамики Золотой Орды и Казанского ханства становится зооморфный стиль, когда в растительных узорах угадываются силуэты животных и птиц. Вековые традиции изготовления и росписи керамики, заложенные с незапамятных времен, воплощаются в работах наших мастеров.

Ювелирное искусство
В средние века именно мастерство ювелиров говорило об уровне культуры и искусства народа больше, чем могли рассказать все путешественники и торговцы вместе взятые. Наиболее древние образцы татарского ювелирного ремесла восходят к VII веку, к творчеству ранних булгар. Наши мастера делали настоящие предметы искусства, используя техники филиграни, черни, инкрустации др. Вкладом в мировую культуру стала уникальная татарская техника бугорчатой филиграни.

Зодчество и лозоплетение
Каменное и деревянное зодчество казанских татар включает в себя и резьбу (как по дереву, так и по камню), и монументальное строительство, и изготовление предметов быта.  Однако во всех своих проявлениях деревянное зодчество развивалось под влиянием Ислама (как на Западе, оно развивалось под влиянием христианства). Яркими примерами каменной монументалистки являются руины г. Булгара, растительные орнаменты и стихи из Корана некогда покрывали каждый сантиметр внутреннего убранства мечетей, дворцов и даже дома обывателей. Древний город по архитектуре,  по роскоши отделки можно сравнить с Самаркандом и Бухарой, разве что Булгар пережил гораздо больше пожарищ и разграблений. Не отставала от Булгара и Казань, после ее взятия автор «Сказания о царстве Казанском», так описывает въезд Ивана Васильевича Грозного:

И когда Казань — город очистили В нее сам самодержец наш въехал, … Он приехал на площадь великую, У царева двора с коня доброго Соскочил, удивляясь бывшему… О, как много людей в часы малые Пали здесь, ради этого города! Не напрасно казанцы противились И сражались со славою до смерти, Ибо царство сие стоит этого! И вошел он во двор, в сени царские, И вошел в златоверхие теремы, И палаты, любуясь, осматривал Хоть была красота их разрушена От стрельбы непрестанной от пушечной!

Резьба по дереву до сих пор является визитной карточкой каждого мастера. Традиционный растительный орнамент, в лучших традициях мусульманского  зодчества кочуя из поколения в поколения, от дома к дому в руках мастера обретает новое дыхание. Иное значение предавалось лозоплетению, из лозы плели огромное количество разных вещей: рыбные снасти, лодки, корзины и даже ограды — плетени. Ивовая лоза разогревалась на костре и становилась настолько упругой, что принимала любые формы.

Кожевенное ремесло
Кожевенный промысел  всегда был на очень высоком уровне. Обработкой кожи занимались еще в Волжской Булгарии. Кожа, сделанная здесь, прославилась на весь мир под названием «булгари» т.е. «булгарская, сделанная в Булгарии». Сафьян и юфть (кожа комбинированного дубления) издревле изготавливаемые нашими предками, легли в основу «кожаной мозаики». В этой уникальной татарской технике выполняется традиционная татарская обувь: тапочки — чувяки, сапоги — ичиги.

Ткачество и золотое шитье
Традиционно наши женщины все ткани изготавливали сами, даже ткацкий станок отличался от станков других народов и назывался «татарский стан». Традиционно в художественном ткачестве использовались закладная (асалау) и браная (чүпләү) техники. Первая свойственна тюркским народам, вторая народам Поволжья в целом. Татарское ткачество всегда отличало обилие стилизованных растительных орнаментов, что делало наши ткани оригинальными и непохожими на  другие. Золотое шитье (укалап чигү) казанских татар так же уходит корнями в седую старину средневековья, археологически фиксируется с XIII — XIV века. Самобытность татарского золотого шитья заключается в технике “гладевого шва”, которую уже использовали во времена Волжской Булгарии.

Кузнечное дело и оружейное ремесло
С начала железного века, железо и его производные прочно вошли в наш обиход. Еще в середине первого тысячелетия один зазнавшийся кочевой властитель называл Тюркского кагана “мой плавильщик”,  с тех пор латная кавалерия  тюрков  одержала не одну победу. С востока  с ними пришли: булат, “дамаскская”  сталь и обычная,  чугун, палаши и сабли и даже стремя пришло вместе с кочевниками. Искусство наших оружейников уходит корнями именно в эту эпоху чести и доблести. Традиционно татарские оружейники используют литье, ковку и чекан. Узорные сабли со стихами из Корана и благими пожеланиями своим хозяевам украшают лучшие коллекции музеев и частные собрания. Одна  такая сабля хана Гыясаддина Мухаммед Узбек хана (1313 -1341) хранится в музее Эрмитаж (Санкт-Петербург).

Ремесла
Отзывы
Thank you for your warm welcome and hospitality in Kazan. Your history is amazing. Play and actions were fabulous. July 5, 2013. Clare Leaz, USA, FISU Спасибо за теплый прием и гостеприимство в ...
Клэр Лиз, США, ФИСУ
Очень красиво спасибо за представление.
Галимханова Алина Кыргызстан
Все отзывы Оставить отзыв
Создание сайта - MarkWeber